03.07.2019

Алексей Резников, тренер-эксперт Группы ТОРР.


Дистанционное обучение сотрудников стало популярным форматом проведения
корпоративного обучения. У этого формата есть большие и несомненные плюсы: широкий
охват аудитории, быстрота организации, сравнительно невысокая стоимость, минимальный
отрыв сотрудников компании от текущей работы.
Но при всех плюсах у дистанционного обучения есть ряд особенностей и ограничений. Если
их не учитывать при организации и проведении дистанционных программ, они могут стать
источниками проблем.
Первая особенность – это сокращение возможностей полноценного «живого общения»
тренеров с участниками обучения.
К каким последствиям это может привести?
В этом формате труднее удерживать внимание участников на обучении, особенно если оно
проходит на рабочем месте сотрудников. Соответственно, есть риск снижения
вовлеченности в процесс обучения.
При дистанционном формате сложнее организовать индивидуальную работу и помочь
отдельным участникам, испытывающим трудности в усвоении новой информации. Тренеры
получают «усеченную» обратную связь от участников обучения и не могут проверить
степень понимания и усвоения информации так же быстро, как при очном обучении.
Вторая особенность дистанционного обучения - это отсутствие полноценного «живого
общения» между участниками обучения.
Это значит, что нельзя организовать работу в малых группах, обеспечить получение
полноценной обратной связи участнику от группы. В результате исчезает «спонтанность»
общения, ухудшается групповая динамика, существенно снижаются возможности для
обмена опытом между участниками.
Сложности могут возникнуть и с выполнением практических заданий. Как правило, чтобы
задание помогало участникам отработать на практике изучаемое умение, его выполнение
должно сопровождаться оперативной обратной связью от тренера или других участников
обучения. В дистанционном формате это сделать непросто. Участникам порой приходится
терпеливо ждать своей очереди, чтобы выслушать оценку и рекомендации тренера.
Кроме того, сам процесс дистанционного обучения сильно зависит от качества работы
технических систем (правильно настроенное оборудование, скорость интернетсоединения). Если здесь происходят сбои или система не отлажена, это также приведет к
низкой результативности.
В итоге, дистанционное обучение может свестись к лекции преподавателя с незначительным
интерактивом, невысокой вовлеченностью слушателей, а значит и низкими результатами.
Как этого избежать?
Во-первых, тренерам, ведущим дистанционное обучение, нужно понимать специфику этого
формата и перестроить свою работу со слушателями.
Здесь можно рекомендовать следующие приемы:
Постоянно запрашивать обратную связь у участников обучения (задавать им устные
вопросы, просить писать в чат о понимании или непонимании изучаемой темы)
При выполнении практических заданий делегировать решение конкретной задачи
конкретному участнику
Решение практических заданий фиксировать на флип-чарте, который виден всем
 • Стимулировать слушателей задавать вопросы, приводить примеры из своей практики. Во-вторых, при организации дистанционного обучения желательно сделать следующее:
  До начала обучения провести входящее тестирование, после окончания обучения – исходящее тестирование (это поможет повысить вовлеченность слушателей, а тренерам правильно расставить акценты на темах обучения)
 • До начала обучения отладить работу технических систем (обеспечить выделенный интернет-канал, наладить работу программного обеспечения, микрофона, веб-камеры)
В ходе обучения контролировать присутствие слушателей (делать регулярную перекличку, фиксировать активность в процессе обучения). Как показывает опыт Группы ТОРР, эффективно проведение дистанционного обучения с участием двух тренеров. Один тренер ведет диалог с группой, другой в это время работает с чатом, фиксирует активность участников, контролирует работу технических систем. При этом тренеры постоянно меняются «ролями», что обеспечивает лучшее удержание внимания участников. Опыт Группы ТОРР в проведении дистанционного обучения подтверждает, что если в процессе подготовки были учтены вышеперечисленные особенности, этот формат может быть весьма эффективным для компаний-заказчиков и с точки зрения передачи знаний сотрудникам, и с точки зрения минимизации затрат.

Возврат к списку