06.04.2016
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ 2016 ГОДА И ПРИОРИТЕТЫ ОБУЧЕНИЯ / РАЗВИТИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.
За последние два года приоритеты компаний по развитию управленческого персонала сильно изменились.
На первый план вышли методы и инструменты экономического анализа, оценки экономических последствий принимаемых управленческих решений.
«Драйверы» этих изменений понятны:
Первое – у большинства компаний снижаются доходы (выручка).
Второе – как следствие, у всех компаний падает рентабельность операций, некоторые компании работают с отрицательной EBITDA, ниже точки безубыточности.
Третье – компании реагируют на неблагоприятные условия ведения бизнеса и срочно запускают: (1) проекты и программы экономической оптимизации, (2) проекты развития новых направлений бизнеса, продуктов и др.
Кроме того, компании вводят новые процедуры защиты и обоснования бюджетов, новые КПЭ с упором на экономическую эффективность деятельности.
Большинство компаний, проводя изменения, сталкивается с серьезной проблемой.
Среднее звено руководителей и даже часть топ-менеджеров не готовы полноценно участвовать в проектах экономической оптимизации, в процессах «бюджетирования с нуля» (Zero-Based Budgeting) и др.
Они не имеют достаточной подготовки в области экономики и финансов бизнеса.
Новые рабочие задачи, встающие перед нефинансовыми руководителями многих компаний и требующие экстренного решения, формируют новые запросы на обучение и развитие нефинансовых руководителей.
В каких областях в первую очередь нужно развивать нефинансовых руководителей (линейных, функциональных, ТОПов)?
Проще всего ответить на этот вопрос через определение, что эти руководители должны уметь делать профессионально в жестких условиях ведения бизнеса.
Что надо уметь делать нефинансовому руководителю:
• Анализировать управленческие отчеты, видеть существенное, делать краткие и достоверные выводы, просматривая «простыню» цифр.
• Справляться с задачей достижения целевых финансовых показателей.
• Экономически обосновывать управленческие решения и проекты.
Чему надо учить нефинансовых руководителей:
• Типовой терминологии и показателям в отчетах компаний. Пониманию финансовой и управленческой отчетности, типовым форматам, приемам «чтения» отчетов и статистического анализа.
• Пониманию структуры и драйверов ключевых финансово-экономических показателей своей компании – например, EBITDA или свободный денежный поток.
• Декомпозиции КПЭ до областей ответственности нефинансовых руководителей.
• Планированию управляющих действий - как воздействовать на показатель на своем уровне ответственности.
• Пониманию того, какие экономические последствия повлечет за собой то или иное решение.
• Методам оценки, расчета экономических эффектов оптимизации.
• Построению и использованию расчетных моделей для принятия решений.
Какие форматы обучения целесообразно использовать:
• Семинар-практикум на материалах отрасли и компании.
• Рабочая сессия с анализом реальных ситуаций и планированием действий.
• Анализ и оценка собственных проектов.
Итак:
Задача развития руководителей в области владения экономическими инструментами менеджмента является приоритетной.
Другие темы обучения, например, «лидерство», целесообразно рассматривать с точки зрения эффективности деятельности и достижения экономических результатов. Например, «лидерство в команде при решении проблемы бюджетной оптимизации» или «эффективные коммуникации при выведении нового продукта».
■
Татьяна Чувахина, кандидат экономических наук, партнер Группы ТОРР
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ 2016 ГОДА И ПРИОРИТЕТЫ ОБУЧЕНИЯ / РАЗВИТИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.
За последние два года приоритеты компаний по развитию управленческого персонала сильно изменились.
На первый план вышли методы и инструменты экономического анализа, оценки экономических последствий принимаемых управленческих решений.
«Драйверы» этих изменений понятны:
Первое – у большинства компаний снижаются доходы (выручка).
Второе – как следствие, у всех компаний падает рентабельность операций, некоторые компании работают с отрицательной EBITDA, ниже точки безубыточности.
Третье – компании реагируют на неблагоприятные условия ведения бизнеса и срочно запускают: (1) проекты и программы экономической оптимизации, (2) проекты развития новых направлений бизнеса, продуктов и др.
Кроме того, компании вводят новые процедуры защиты и обоснования бюджетов, новые КПЭ с упором на экономическую эффективность деятельности.
Большинство компаний, проводя изменения, сталкивается с серьезной проблемой.
Среднее звено руководителей и даже часть топ-менеджеров не готовы полноценно участвовать в проектах экономической оптимизации, в процессах «бюджетирования с нуля» (Zero-Based Budgeting) и др.
Они не имеют достаточной подготовки в области экономики и финансов бизнеса.
Новые рабочие задачи, встающие перед нефинансовыми руководителями многих компаний и требующие экстренного решения, формируют новые запросы на обучение и развитие нефинансовых руководителей.
В каких областях в первую очередь нужно развивать нефинансовых руководителей (линейных, функциональных, ТОПов)?
Проще всего ответить на этот вопрос через определение, что эти руководители должны уметь делать профессионально в жестких условиях ведения бизнеса.
Что надо уметь делать нефинансовому руководителю:
• Анализировать управленческие отчеты, видеть существенное, делать краткие и достоверные выводы, просматривая «простыню» цифр.
• Справляться с задачей достижения целевых финансовых показателей.
• Экономически обосновывать управленческие решения и проекты.
Чему надо учить нефинансовых руководителей:
• Типовой терминологии и показателям в отчетах компаний. Пониманию финансовой и управленческой отчетности, типовым форматам, приемам «чтения» отчетов и статистического анализа.
• Пониманию структуры и драйверов ключевых финансово-экономических показателей своей компании – например, EBITDA или свободный денежный поток.
• Декомпозиции КПЭ до областей ответственности нефинансовых руководителей.
• Планированию управляющих действий - как воздействовать на показатель на своем уровне ответственности.
• Пониманию того, какие экономические последствия повлечет за собой то или иное решение.
• Методам оценки, расчета экономических эффектов оптимизации.
• Построению и использованию расчетных моделей для принятия решений.
Какие форматы обучения целесообразно использовать:
• Семинар-практикум на материалах отрасли и компании.
• Рабочая сессия с анализом реальных ситуаций и планированием действий.
• Анализ и оценка собственных проектов.
Итак:
Задача развития руководителей в области владения экономическими инструментами менеджмента является приоритетной.
Другие темы обучения, например, «лидерство», целесообразно рассматривать с точки зрения эффективности деятельности и достижения экономических результатов. Например, «лидерство в команде при решении проблемы бюджетной оптимизации» или «эффективные коммуникации при выведении нового продукта».
■