31.01.2018

Елена Грачевская, Руководитель корпоративных программ Группы ТОРР

Текущая экономическая ситуация сильно повлияла на поведение компаний-заказчиков на рынке услуг обучения и развития персонала.

Компании практически всех отраслей стали прибегать к оптимизации бюджетов постоянных затрат, включая затраты на обучение и развитие персонала, начали оценивать программы обучения с точки зрения «отдачи, полезности для бизнеса».

Соответственно, к функциям обучения и развития, а также к внешним провайдерам, стали предъявлять более конкретные и жесткие требования.

ОЧНОЕ КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТАЛО БОЛЕЕ ЦЕЛЕВЫМ И МЕНЕЕ МАССОВЫМ.

Основной целевой аудиторией для корпоративного обучения стали нефинансовые руководители функций, подразделений, проектов, ответственные за экономический результат и бюджеты.

От нефинансовых руководителей ожидают:
•    рабочих навыков финансово-экономического анализа, обоснования бюджетов и контроля их исполнения
•    умения добиваться запланированных бизнес-показателей Компании
•    умения ставить бизнес-задачи сотрудникам и делегировать полномочия для их выполнения
•    оперативного экономического обоснования управленческих решений

Вот недавний пример:

В крупной транспортной компании в качестве ключевого КПЭ для подразделений ввели показатель EBITDA. Нефинансовым руководителям была поставлена задача разработать планы выполнения поставленного показателя.

Соответственно, руководителям нужно было понять экономический смысл EBITDA, обсудить «драйверы» показателя, и лишь затем браться за планирование действий.

Здесь и потребовался семинар/практикум, максимально приближенный к задачам компании и рабочим ситуациям участников. Он включал элементы обучения, коучинга, консультирования и бизнес-планирования.

Предложения, сделанные и обсужденные на семинаре, могли быть доработаны и приняты в качестве планов действий. Полезность для бизнеса таких мероприятий очевидна.

Для успешной работы провайдеру экономических программ сегодня необходимо глубокое знание практики работы компаний разных отраслей, а также комплексная экспертиза в области:
•    экономики и финансов бизнеса с учетом отраслевой специфики
•    проектного менеджмента
•    бизнес-планирования и бюджетирования
•    анализа и расчета окупаемости проектов развития
•    организации проектов разработки и выведения на рынок новых продуктов.

Все более отчетливо обозначается тренд в сторону перевода процесса обучения в дистанционный формат, позволяющий снизить затраты и охватить более широкую аудиторию.
Для анализа экономии, получаемой при дистанционном обучении желательно использовать расчетную модель бюджетирования по процессу.

Пример:
Группа ТОРР выполнила проект разработки расчетной модели Activity Based Costing процесса массового обучения персонала для крупнейшего российского Банка.

Анализ затрат по сквозному процессу, включающий все бюджеты основных и вспомогательных подразделений, продемонстрировал, что более 60% затрат падает на командировки, связанные с массовым очным обучением.

Перевод части очных программ в дистанционный формат позволил при планировании с использованием модели существенно снизить главный показатель затратности процесса обучения - удельные затраты на 1 (один) человеко*день обучения

Вместе с тем мы убеждены, что использовать дистанционное обучение, ВКС, вебинары в системе корпоративного обучения надо продуманно и дозированно.

Главный риск «дистанционки» - это потеря возможности живого общения внутри Группы и ограничение по общению с тренерами-экспертами.

Если проводится семинар-практикум с включением, коучинга, разбора реальных рабочих ситуаций участников, очная форма работы приносит наибольший результат.

Для успеха целевым корпоративным программам требуются гибкий формат, короткие модули, актуальные кейсы, серьезная межмодульная работа по конкретным проектам, актуальным для участников обучения, вовлеченность тренеров-консультантов в решение широкого спектра рабочих задач клиента.

Рынок требует от провайдеров уже не просто отраслевой, а функциональной кастомизации обучающих программ. Хорошо себя зарекомендовали специализированные программы для функциональных направлений: продажи, закупки, маркетинг, HR, экономическая безопасность, производство и технологии.

Такие программы позволяют за короткий срок ознакомить участников с новейшим опытом ведущих компаний в области специфических профессиональных, экономических и управленческих интересов участников.


Возврат к списку