Несколько ключевых правил для разработки и выведения на рынок новых продуктов
Экономическая блокада со стороны ряда стран Запада создает проблемы, но и открывает новые возможности для российских компаний.
«Они уходят, можно и нужно занимать их место»!
Перед российскими компаниями стоит задача быстро разработать и вывести на внутренний рынок замещающие продукты. Это относится как к потребительским товарам, так и к продуктам производственного назначения: оборудованию, приборам, материалам, технологиям… Сейчас речь пойдет о продукции для производства.
Задача импортозамещения стояла и раньше, но ее темпы и результативность должны резко возрасти.
Можно сформулировать, с оглядкой на прошлый опыт, несколько базовых правил в этой области:
-
Компаниям всегда хочется начинать с себя, со своих «заделов». Инвентаризация «заделов» всегда полезна, но начинать надо с инвентаризации запросов возможных компаний-потребителей. И потом соотносить потенциальные запросы со своими возможностями
-
Надо оценивать емкость потенциального рынка: это маленькая ниша, или есть целый пул заказчиков и они могут назвать примерные объемы своих потребностей
-
Мы в Группе ТОРР видели примеры интересных проектов новых продуктов и технологий. Но у них был один недостаток: потенциальные продажи были незначительными. Между тем эти проекты отвлекала время целого коллектива разработчиков
-
Надо группировать предлагаемые проекты разработки в матрицу по схеме «затраты на разработку и выведение /потенциал продаж» с учетом сроков жизни разработки на рынке. Иначе говоря, надо видеть все «поле» проектов с разными сроками, бюджетами, значимостью
-
Надо периодически проверять результаты промежуточных этапов в контрольных точках и уметь останавливать проекты с низкой результативностью и неясными перспективами
-
Наконец, важно перейти к оценке проекта нового продукта по жизненному циклу. Это значит включать в финансовую модель проекта все затраты на разработку, подготовку производства, производство, эксплуатацию и утилизацию. Не важно, какому институту, КБ, предприятию принадлежат те или иные бюджеты. Целесообразность разработки продукта надо оценивать в целом, а не по кусочкам, с исключением важных звеньев!
Татьяна Чувахина
к.э.н., Группа ТОРР, Партнер