25.07.2022

Раздельный учет гражданской продукции и гоз – в чем главная проблема?

На одном из семинаров Группы ТОРР участники задали ведущему вопрос: «Как организовать раздельный учет при выпуске гражданской продукции?»

Сначала вопрос вызвал у меня недоумение: Разве в гособоронзаказе (ГОЗ) не ведется раздельный учет по каждому контракту? А если ведется, то в чем проблема организовать такой же раздельный учет при выпуске гражданской продукции?

Но когда я погрузился в эту тему более глубоко, стало ясно, что мои первые впечатления были ошибочными.

Государственный оборонный заказ осуществляется по Федеральному закону № 275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе».

Если внимательно прочитать закон, то мы увидим следующее: каким образом организовать раздельный учет - каждое предприятие решает самостоятельно. Конкретная методика является элементом учетной политики (ее разделом или приложением), но может быть оформлена и в виде самостоятельного положения по раздельному учету.

То есть, чтобы организовать раздельный учет на предприятии (не важно, каких видов деятельности: контрактов, переделов незавершенного производства, процессов и т.д.), нам надо понять: 1) в чем заключается раздельный учет и 2) как его организовать в информационной системе предприятия.

ФЗ № 275 выделяет три основных направления государственного контроля в сфере государственного оборонного заказа:

1.      регулирование цен на продукцию ГОЗ;

2.      контроль использования денежных средств, выделяемых в рамках ГОЗ – для каждого контракта должен быть открыт отдельный счет;

3.      контроль формирования себестоимости продукции ГОЗ и фактических расходов выполнения контрактов ГОЗ – раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по контрактам ГОЗ.

Таким образом, в рамках раздельного учета по контрактам ГОЗ, мы должны показать, в первую очередь военным представителям, что мы не отклонились по финансовым показателям от тех значений, которые были прописаны в тендере, и произвели продукцию нужного качества.

Совсем другое дело организовать раздельный учет выпуска продукции в рамках ГОЗ и продукции гражданского назначения. Сложности здесь возникают не в области учетных процедур (на каком счете и с какой аналитикой вести учет хозяйственных операций), а в области разных подходов к ценообразованию.

В рамках ГОЗ мы должны запланировать все затраты, которые мы понесем в результате выполнения контракта: к производственным затратам добавить общепроизводственные (ОПР) и общехозяйственные затраты (ОХР), то есть сформировать полную себестоимость, затем добавить необходимую норму прибыли, и рассчитать плановую цену контракта. После чего выходим на тендер, выигрываем его и начинаем производство продукции.

Если мы будем использовать такой же подход к формированию цены на гражданскую продукцию, то, скорее всего, наша цена не получится конкурентной!

Почему? Потому, что начиная с 70-х годов прошлого века, предприятия, выпускающие гражданскую продукцию, при расчете цены реализации продукции учитывают, как правило, не полные затраты, которые предприятию необходимы для выпуска продукции, а только прямые производственные и непроизводственные затраты. Такой подход получил название «Директ-костинг» или метод «Маржинальной себестоимости».

Какое преимущество дает метод формирования цены по прямым затратам и как организовать учет на новых принципах ценообразования – тема отдельного разговора.

Виктор Сердюченко
Бизнес-консультант
Группа ТОРР


Возврат к списку