02.11.2020

Год 2020-й: корпоративное обучение в эпоху пандемии. Как COVID-19 изменил наш рынок

Начало 2020-го

Начало 2020-го не предвещало особенных сложностей. Январь и февраль – традиционные месяцы «раскачки» корпоративного обучения после напряженной работы в последнем квартале предыдущего года.

В эти месяцы Группа ТОРР выполняла программы, заказанные клиентами еще в конце 2019 года – были проведены индивидуальные консультации для менеджеров аптечной сети «36,6», корпоративный семинар по основам экономики финансам для «Полюса», и однодневный финансовый интенсив для «Ростелекома».

Февраль

В феврале продолжалась работа с компаниями сферы ритейла – прошли консультационные семинары для руководителей и топ-менеджеров компании «Эко-Душ» и программа «Переговоры и экономическая аргументация для клиентов» («Галсэр»).

Для «Росатом-инжиниринг» - строительного подразделения Госкорпорации Росатом – был проведен семинар в г. Курчатов по теме «Основы экономики и финансов строительной компании» с углубленным изучением экономики сложных, высокотехнологичных строительных проектов. Особенность этого семинара – анализ реальных схем бюджетирования в промышленном строительстве.

Март

В начале марта состоялся большой семинар по управлению проектами для сотрудников служб персонала корпорации «Алмаз-Антей». В нем участвовали более 60 человек, причем обсуждались реальные проекты, которыми занимались участники. В ходе семинара, выполняя цепочку практических заданий, создавались «прототипы» проектных планов. На обратной связи все малые рабочие группы отметили, что у них появилось намного более реалистичное представление о характере и задачах своих проектов.

Во второй половине марта прошли выездные семинары в Норильске для сети супермаркетов «Океан» по теме «Эффективная работа директоров магазинов в 2020 году», и на предприятии АО РСК «МиГ» в Нижнем Новгороде («Финансы для нефинансовых менеджеров производственной компании»). Наши эксперты вернулись из командировок, и тут мы все узнали о начале режима самоизоляции.

Реагировать нужно было быстро. Сотрудники развернули у себя домашние офисы, партнеры стали форсировать ремонт собственного резервного офиса Группы, который был закончен в июле.

Июль

31 июля Группа ТОРР переехала в новый офис и обустроилась на 3-я Песчаной улице.

Первые семинары в формате on-line прошли в апреле – для Госкорпорации «Ростех» и для банка ВТБ. Оба семинара были посвящены теме экономической модели предприятия.

Для «Ростеха» была сделан сжатый обзорный вебинар. Кредитным аналитикам ВТБ была предложена максимально актуализированная программа, которая была посвящена анализу текущей экономической обстановки, и возможным прогнозам развития ситуации в будущем. Профессиональный анализ экономической ситуации в разных отраслях, сделанный Группой ТОРР, послужил для кредитных аналитиков ВТБ хорошим ориентиром в той ситуации неопределенности, которая была характерна для апреля.

Семинар для ВТБ показал первую важную особенность работы в условиях «экономики коронавируса» - резко возросли требования к актуальности материала и к возможностям на его основе строить прогнозы. Тренинги Группы ТОРР превратились в площадки для обсуждения ситуаций, проблем и для выработки решений.

Такой площадкой для руководителей и специалистов Восточной горнорудной компании стали наши семинары по экономике и финансам, проведенные в мае-июне. Это была специализированная программа, в подготовке которой активно участвовали финансовые эксперты ВГК. Все примеры, задачи, практикумы были сформированы на материалах угледобывающей отрасли и на внутренней информации ВГК.

Программа стала серьезным испытанием как для разработчиков и ведущих, так и для участников. Не говоря уже о большой разнице во времени между Сахалином и Москвой (+7 часов), темы программы затрагивали самые важные, наболевшие вопросы экономики предприятия. Учебные материалы дали участникам полную возможность осваивать новые методы анализа, применять их к реальным ситуациям и вести он-лайн обсуждение проблем при модерации экспертов Группы ТОРР и с участием топ-менеджмента компании.

На заключительной обратной связи и заказчики программы, и ее участники отметили высокую практическую значимость проведенного обучения, которое позволило руководителям компании выработать общую платформу для анализа, оценки работы и принятия решений. Коллеги-финансисты особо отметили слом барьера в общении со своими коллегами-нефинансистами (или, по крайней мере, начало такого слома).

В мае перешел на дистанционное обучение наш давний клиент – компания «Полюс». Семинар по финансам стал первым опытом дистанционного проведения этой корпоративной программы. При подготовке учебных материалов Группа ТОРР применила более детальную разбивку информации. Этот подход полностью себя оправдал – участникам было легче осваивать материал. Короткие сессии (3,5 часа) объединялись домашними заданиями.

В июне перешли на «дистанционку» ГК «Росатом» и ПАО «Вымпелком». Для «Росатома» была проведена бизнес-мастерская в рамках программы «Экономика проекта». Вымпелком воспользовался традиционной программой «Финансы для нефинансистов», в которой был усилен блок экономического анализа работы в новых условиях рынка. Попутно выявилась еще одна особенность работы в условиях самоизоляции – ввиду разницы во времени пришлось вести параллельно два проекта – для «Росатома» и для ВГК. Это стало дополнительной нагрузкой для наших экспертов, с которой они блестяще справились.

Традиционно тихий июль стал в новых условиях месяцем активной работы – состоялись программы для «Росатома» («Бизнес-мастерская», «Экономика конструирования» и «Экономика функционально-стоимостного анализа (ФСА)»), для «Ростелекома» («Основы финансов»), и совместная программа с Академией Ростеха для ЗЭМ (программа «Навыки операционного анализа и планирования», модуль «Методика повышения эффективности процессов и устранения потерь»). Наш давний партнер – компания «Галсэр» заказала в июле консультационный семинар по финансам для сотрудников маркетинга и продаж.

Примечательно, что обучение для ЗЭМ и «Галсэр» были проведено очно, с соблюдением всех мер предосторожности, включая прохождение тестов на COVID.

Август

В августе «Вымпелком» заказал семинар по финансам для сотрудников B2Bкоторый стал важным этапом в нашей разработке специализированных материалов для телеком-индустрии. Главная задача заключалась в том, чтобы раскрыть для менеджеров по работе с корпоративными клиентами «секреты» финансово-экономических моделей, разработанных экспертами «Вымпелкома» для оценки эффективности работы с клиентами-организациями.

Для «Росатома» в августе была проведена серия коротких межмодульных сессий в рамках тем: «Экономика продукта. Считаем себестоимость», «Экономика проекта» и «Экономика ФСА».

В августе для компании «Оптиковолоконные системы» (входит в «Роснано») был проведен семинар «Экономическая оценка проектов оптимизации для производственной компании». На заводе компании в Саранске сейчас реализуются проекты повышения производительности, требующие от инженерно-технических специалистов подготовки экономических обоснований. Семинар прошел как раз тогда, когда участники занимались разработкой таких обоснований по своим проектам. В обратной связи много раз звучала благодарность за то, как быстро и доходчиво ведущий семинара разъяснял принципы такого обоснования, особо выделяя схемы и модели, которые следует применять.

В августе продолжалось обучение сотрудников «Полюса» по финансово-экономической тематике, и был проведен очный семинар по основам финансов для оптовой компании «Дюйм». Эксперт Группы ТОРР, работавший с «Дюймом», широко использовал свой опыт практика – предпринимателя, работающего с крупными клиентами-организациями. Это с интересом отметили участники.

Сентябрь

В сентябре вновь прошла серия бизнес-мастерских для «Росатома» по теме «Экономика проекта», «Инвестиционная привлекательность» в рамках программы «Инструменты инвестиционного планирования». Разбор реальных проектов очень помог участникам в подготовке финансово-экономических моделей, необходимых для обоснования проектов.

Ключевым событием сентября стала программа «Способы выявления схем оптимизации налогообложения и улучшения финансового результата компаний-клиентов», разработанная экспертами Группы ТОРР по заказу ВТБ. Успешная реализация такого сложного проекта показала как высокий профессионализм сотрудников Группы, так и возросший масштаб задач, которые заказчики ставят перед нами. По существу, это был первый опыт вывода на рынок программы, соединяющей в себе и обучение и практическое консультирование по схемам, которые компании применяют для управления своими финансовыми результатами.

Опыт проведения программы показал, что данная тема имеет перспективный и долгосрочный характер – схемы и ситуации меняются, меняется налоговое законодательство, меняется и тактика управления своими финансовыми результатами у бизнесов. В октябре был проведен второй семинар по этой теме. До конца года Группа ТОРР должна провести для ВТБ еще три таких программы.

Октябрь

В октябре компания «Галсэр» заказала у нас семинар по теме «Эффективный руководитель: управление сотрудниками». У этой программы была одна особенность – участники были разбиты на три территориально разделенных подгруппы, а ведущие проводили семинар дистанционно. Поначалу у нас возникали сомнения – а можно ли проводить семинар по навыкам менеджмента в таком формате? Ведь тут нужен постоянный интерактив и живое общение с участниками?

Разработанный Группой ТОРР метод ведения семинара полностью снял эти вопросы. Цепочка ролевых игр, в ходе которых участники могли наблюдать друг за другом, давать обратную связь своим коллегам, получать обратную связь от ведущих, наблюдавших за всеми подгруппами, проходила настолько увлекательно, что многие участники на обратной связи говорили, что такой формат даже лучше очного. Если добавить к этому, что в ходе работы делалась видеозапись управленческих ситуаций, которые разыгрывали участники, картина будет полной. Руководители «Галсэра» на обратной связи отметили, что семинар дал им возможность немного по-другому посмотреть на своих коллег и сделать для себя важные выводы.

Также в октябре мы продолжали работу с компанией «Полюс» и провели очередной семинар для молодых специалистов компании НОВАТЭК по программе «Стоимостное мышление».

Полгода работы в условиях пандемии коронавируса (апрель-октябрь) показали, что актуальность финансово-экономической тематики в этих условиях только увеличивается. Ужесточение условий работы на рынке требует от персонала компаний не просто общих знаний экономики, но и умения применять в своей работе схемы и методы экономического анализа, до этого доступные только специалистам. Это ставит перед Группой ТОРР задачу создания таких учебных программ, которые позволят нефинансовым специалистам чувствовать себя уверенно в этой области и продуктивно сотрудничать с профессиональными финансовыми менеджерами.


Возврат к списку